|
|
Слово "Хиджрат" в переводе с арабского языка имеет несколько значений: бросать, уходить, прерывать отношения; отрывать, отдалять человека телом, душой или сердцем от чего-нибудь, кого-нибудь. Однако чаще это слово употребляется как "уходить из одного места в другое", т.е. переселяться. Следовательно, "Хиджрат" - переселение. Это слово не употребляется в Коране и редко (примерно в тридцати местах) используются его производные в высказываниях (хадисах) Пророка Мухаммада (Мир Ему). Например, Посланник Аллаха (Мир Ему) говорил: "По-настоящему верующий человек, это тот, от действий и слов которого, другие мусульмане находятся в безопасности (т.е. он не причинит вреда ни словом и делом). Настоящий переселенец - это убегающий от запрещённого Аллахом". Если рассматривать слово "Хиджрат" как термин, то тут имеется в виду переселение первых мусульман из г. Мекка в г. Медина во времена Пророка Мухаммада (Мир Ему), чтобы уйти от притеснений многобожников, которые мешали им в выполнении молитв и просто не давали спокойно жить. Переселенцев (т.е. "Мухаджиров") очень радужно встретили жители Медины (т.е. "Ансары"), разделившие с гостями свои дома и своё имущество. В истории Ислама эти два понятия, "Мухаджир" и "Ансар", встречаются очень часто. Существуют другие примеры переселения, которые мы можем наблюдать в истории всего человечества. Возьмём хотя бы первого человека, Пророка Адама (Мир Ему), переселившегося из рая на землю. Вообще, зачастую люди по каким-то причинам вынуждены были покидать места своего проживания, но что касается пророков, то они делали это исключительно по воли Всевышнего. В любом случае, ни у Мухаммада (Мир Ему), ни у других пророков, переселение ни коим образом не означает бегство. "Хиджрат", если и совершался, то только ради распространения Ислама. Рано или поздно и Адам (Мир Ему), и другие пророки возвращались обратно туда, откуда вынуждены были уйти, и при этом прикладывали немало усилий. К примеру, Муса (Мир Ему), или Моисей, вернувшись на родину, боролся против Фараона. А Мухаммад (Мир Ему), покинувший родную Мекку, через десятилетний срок снова вернулся туда, но на сей раз победителем. Если взглянуть на историю Ислама, то первые переселения были совершены в Эфиопию. Небольшая группа мусульман, которую возглавил высокочтимый Джафар ибн Абу Талиб, попросила у Мухаммада (Мир Ему) разрешения покинуть Мекку, чтобы поведать людям об Исламе. Пророк (Мир Ему), указывая им путь, сказал: "Идите в Эфиопию, там живёт справедливый правитель, не притесняющий свой народ". Мекканцев-идолопоклонников, которым, похоже, нравилось мешать мусульманам, встревожило это обстоятельство, вследствие чего они, наполнив караван дорогими подарками, отправили с ним группу людей к эфиопскому царю с просьбой отослать пришедших к нему беглецов обратно на родину. Однако император сказал, что не может удовлетворить их просьбе, не выслушав мусульман, которых вскоре пригласили к повелителю. Почтенный Джафар был выбран для беседы с царем, во время которой он сказал следующее: "О, правитель! Раньше мы были заблуждающимися: поклонялись идолам, совершали тяжкие грехи, издевались над немощными и бедными, закапывали своих дочерей. Это продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нам Пророка (Мир Ему), в истинности и правдивости которого мы были уверены и род которого мы хорошо знали. Он призывал нас совершать благие и добрые дела, служив нам примером, а также рассказал о том, что надо избегать делать плохое другим людям и о том, что следует быть справедливым по отношению к ним. Пророк (Мир Ему) научил поклоняться только одному Аллаху, давать пожертвования, держать пост (ураза). Все это нам понравилось, и мы решили принять Ислам, т.к. считали веру в Единого Бога правильной. Из-за того, что нам мешали поклоняться Аллаху дома и, кроме того, необходимо было распространять религию, мы выбрали твою страну, где нашли возможность для беспрепятственной реализации наших целей". Сказав так, он прочитал аяты из суры Марьям (Мария). Царь так расчувствовался, что слёзы увлажнили его лицо. Повернувшись к мусульманам, он произнёс: "Источник этого "света" и источник послания Исе (Иисусу) один и тот же. Теперь идите в мире и здравии. Я вас не выдам этим идолопоклонникам". Итак, посланная в Эфиопию группа людей была вынуждена вернуться обратно ни с чем. Идолопоклонники, которые так и не смогли помешать небольшому количеству мусульман в выполнении своих обрядов и сломить их противостояние, усилили гонения верующих. Встречу, которая состоялась между людьми из Медины, пришедшими навестить Каабу , и мекканцами в период ежегодного паломничества идолопоклонников, можно рассматривать как первый шаг к переселению "Хиджрат" и возможности широкого распространения Ислама. Тогда жители Медины попросили Пророка Аллаха (Мир Ему) послать им человека, который обучил бы их Исламу и Корану. Эта святая обязанность была возложена на сподвижника Мусаб бин Умейра (да будет доволен им Аллах), поработавшего в итоге так, что в Медине не осталось ни одной не грамотной в знаниях об Исламе и Коране семьи. Ровно через год, во время следующего паломничества, произошла аналогичная встреча всё тех же людей, в ходе которой жители Медины пригласили Пророка (Мир Ему) поселиться в их городе. Они дали слово, что ни при каких обстоятельствах не будут поклоняться никакому божеству, кроме Аллаха, а также не будут воровать, обманывать, закапывать в землю живых девочек и будут оберегать Посланника Аллаха (Мир Ему) так, словно оберегают свою жизнь, свое имущество и свою честь. После этой встречи подвергшихся гонениям в Мекке мусульман ожидала Медина. В основном люди покидали Мекку скрытно, стараясь не привлекать к себе внимания идолопоклонников. Но были и исключения, например, Омар (да будет доволен им Аллах), который, прежде чем покинуть Мекку, пришел к Каабе, прочитал молитву и, повернувшись к находившимся неподалёку идолопоклонникам, сказал: "Возвещаю вам, что я ухожу в Медину. Кто желает бросить свою мать в слезах, оставить жену вдовой, а детей без отца и преследовать меня, пусть следует за мной". Это был вызов, который никто из мекканцев не принял и не стал преследовать Омара (да будет доволен им Аллах), потому что все хорошо знали его силу и ловкость. Но идолопоклонники, взволнованные тем, что мусульмане покидают Мекку, на очередном своём собрании решили убить Посланника Аллаха (Мир Ему). Однако Всезнающий Аллах не дал состояться этому коварному замыслу. Всевышним было дано разрешение Пророку (Мир Ему) на переселение в Медину и было рассказано о предстоящем покушении на его жизнь. Сподвижник Пророка, которого звали Али (да будет доволен им Аллах), знал, что может умереть, когда ночью лёг на место Мухаммада (Мир Ему). Но он был готов и на большее ради Посланника Аллаха (Мир Ему), который в это время, став невидимым для своих потенциальных убийц, подходивших к его дому, встретился с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), и они вдвоём пошли в Медину. Каково было удивление людей, которые хотели убить Пророка (Мир Ему), когда они, ворвавшись в дом с первыми лучами солнца, вместо Мухаммада (Мир Ему) увидели в кровати Али (да будет доволен им Аллах), которого недоумевающие заговорщики и пальцем не тронули. Добравшись до Медины, почти все жители которого с Его именем на устах и любовью в сердце вышли к нему навстречу, Посланник Аллаха (Мир Ему) поприветствовал и поблагодарил население города, чувствуя, что положено начало новой стадии распространения Ислама. Позже, в период правления Омара (да будет доволен им Аллах), то время, когда было совершено переселение, мусульмане решили принять за начало нового лунного календаря3, а месяц Мухаррам (месяц переселения) стал считаться его первым месяцем. Мусульманский календарь так же состоит из 12 месяцев, каждый из которых, завися от появления одного молодого месяца до следующего (29 дней 12 часов 44 мин. 3,8 сек.), включает в себя либо 29, либо 30 дней. Следовательно, лунный год, состоящий из 354 дней, короче солнечного на 11 дней.
|