Считается, что именно шумеры изобрели клинообразную письменность. Глиняные клинописные таблички с рассказами об истории и культуре Двуречья дошли до наших дней.
Шумеры за несколько тысячелетий до нашей эры использовали меры и вес, металлические деньги, солнечные часы. Изучение небесного свода и движения планет, умение делить время на годы, месяцы, недели> дни и часы превратились у шумеров в точную науку. Они строили башни-зиккураты, служившие им обсерваториями, создали карты звездного неба и календарь.
Шумерское название Вавилона - "Тишенир", в буквальном переводе "великая башня зерна и вина". Такое название наводит на любопытную мысль о том, что крах Вавилонской башни незавимо от каких-либо реальных или выдуманных башен, было не более чем олицетворением, метафорой краха многоязычного Вавилонского государства.
Кроме того в Древнем Шумере бытовало и религиозное название Вавилона как центра культуры бога Мардука - "Ка-асхда", то есть "Врата божества".
По-ассирийски это название звучало как "Халду", откуда и произошел термин "халдеи". Совом "халдеи" в Древней Греции презрительно обозначали уличных гадателей, астрологов, часть которых происходила имено из Халдеи, то есть из Вавилона.
Еще один, перевод, семитический, перевод аккадо-ассирийского звучания превратился в "Баб-ил-лу", которое еще древние греки переделали его в "Бабилон", то есть в современном нашем прочтении звучащее как "Вавилон".
В Месопотамии очень благоприятный климат. Здесь жрецы-астрономы могли наблюдать все, что происходило на небе, почти круглый год.
В Вавилоне делили время от восхода до захода Солнца на 12 промежутков - часов. Причем дневной час в середине лета был почти наполовину длиннее, чем зимой. С ночными часами происходило то же самое. Позднее и греки стали делить сутки на 24 часа, и дневные часы сравнялись с ночными в любое время года.
Летом в Месопотамии очень жарко, поэтому для полевых работ использовались лунные ночи. Луна на Востоке всегда играла большую роль.
Возникновение лунного календаря в Вавилоне относится к середине 3-го тысячелетия до н. э. В повседневной жизни зем- ледельцев год гораздо важнее месяца. Но определить начало лунного месяца по новолунию легче, чем уловить начало того или иного сезона. Найти продолжительность года сложнее.
Полная смена лунных фаз происходила примерно за 29,5 дня, и на практике продолжительность месяца считалась попеременно то 29 дней, то 30. Календарь приводили в согласие с новолунием. Каждый месяц начинался вечером того дня, когда после захода Солнца на небе появлялся серпик молодой Луны.
В годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.), установившего для всего царства единые законы, единым календарем для всей Вавилонии стал календарь города Ур.
Лунныйкалендарь состоял из 12 месяцев, носивших семитические названия и имевших соответственно: нисану - 30 дней, айру-29, сивану-30, дуузу-29, абу - 30, улулу - 29, ташриту - 30, арахсамну - 29, кисливу - 30, тебету - 29, шабату - 30, аддару - 29 дней.
В названиях месяцев отразились особенности климата и условий жизни в данной местности.
К примеру, название месяца "нисану" происходит от корня со значением <шагать, двигаться>, "айру", значит "яркий, светлый", "абу" - враждебный (изза палящего Солнца), "шабату" - разрушение дождями и ливнями(отсюда, кстати и происхождение слова "шабаш" - оргия, разврат), "аддару" - пасмурный. Первый месяц года - нисану - начинался примерно с 22 марта.
Течение времени и сотворение мира пояснялось, отчасти, в эпической поэме о Гильгамеше, легендарном правителе города Урук в ШумереЮ Там рассказывается, как бог Мардук, победив чудовище Тиамат(хаос), из частей его тела создал небо и землю.
Много позже лунныйкалендарь был все же аменен лунносолнечным. Продолжительность лунного года - 354 дня, а солнечного - 365 дней. Чтобы в солнечном году умещалось целое число лунных месяцев, надо было через определенный период вставлять добавочный 13-й месяц. Существует табличка с кли- нописью, где написано: "Итак, Хаммурапи говорит: Так как год не хорош, то следующий месяц должен быть отмечен как второй улулу. Вместо внесения десятин Вавилону 25 ташриту их следует внести 25 улулу второго". Таково было произвольное включение дополнительного месяца. Согласно клинописным табличам, где помещались астрономические сведения, стало известно, что вавилонские астрономы делали вставки 13-го месяца и в соответствии с положением Солнца на эклиптике.
Вот, например, запись на одной из табличек: "Если в первый день нисану Луна находится в соединении с Плеядами, год считать как простой. Если же на третий день месяца нисану Луна в соединении с Плеядами, год считать как полный(13-месячный)".
В лунно-солнечном календаре согласование месяцев и годов осуществляется как в системе уравнений для двух переменных: так, 8 солнечных лет равны 2922 дням. Такое же число дней содержится в 99 лунных месяцах, в 48 из которых по 29 дней, а в 51 - по 30 дней.
Использовали и другое равенство: 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 дням.
Однако и там, и тут были неточности из-за того, что в году и в месяце не целое число суток. Примерно с 600 года до н. э. в вавилонском календаре использовался 8-летний цикл, а с конца IV века до н. э. - 19-летний цикл, открытие которого связывают с именем астронома Киденаса.
Считается, что календарьВавилона был заимствован Древней Ассирией, разрушившей Вавилон в 689 году до н.з., а потом и древними евреями.
Халдейские жрецы обогатили астрономию замечательным открытием. Они заметили, что затмения повторяются в прежнем порядке через определенный промежуток времени, называемый саросом. Он равен 6585 суток. Используя эти знания, халдеи могли предсказывать затмения.
КАк видим, знания, относительно звезд и светил, относительно движения Луны и Солнца в году, были достаточно подробны и разработаны. НО это были - долговременные наблюдения. Кратковременным же астрономическоим явлениям в Древнем ВАвилоне, как и в Древнем Еипте, в отличие от астрономов Древнего Китая, уделялось куда меньше внимания. Для уфолога такой подход не дает почти ничего. При этом, в отличие от тонких, изящных и понятных схем Древнего Египта, в Древнем Вавилоyе те же понятия отображали и гораздо грубее графически и мыслили их, судя по всему, так же, гораздо более грубо и упрощенно.
Особо хочется отметить странную, тянущуюся, судя по всему уже более века ошибку относительно одного зодиака. Это круглый зодиак, типичный по типу для Древней Греции. В центре его сидит с очевидностью, Зевс (или - Юпитер, в чем нет большой разницы). Вокруг по малому кругу едут в типичных своих колесницах боги-планеты, Марс, Венера и прочие, легко узнаваемые, поскольку рисунок выполнен хотя и просто, но тонко. По внешнему кругу идут фигуры 12 знаков зодиака. Все типично, "по-европейски".
Но... не менее чем в дюжине самых различных пособий, от популярных книг до научных статей присутствует приписка... "Вавилонский зодиак"!
Да, это, структурно, зодиак "по происхождению", идущий от Вавилона (хотя, если объективно, более от Древнего Египта). Но в Древнем Вавилоне никогда не было подобных зодиаков, и, тем более столь качественно исполненной чеканки. Все изображения там очень грубые и специфические. Как пример, можно привести очень неплохую книгу А.Н.Томилина "Царица неба" (М.: Современник, 1998). Там на стр.20 под рисунком черным по белому написано: "Зодиакальный круг из библиотеки Ашшурбанипала. VI век до нашей эры".