Развитие многоцелевых пилотируемых орбитальных комплексов и средств их транспортно-технического обеспечения позволяет решать задачи ускоренной отработки в условиях космоса приборов и систем перспективных космических аппаратов, получать новые результаты в области медицины, биологии, космической технологии, отрабатывать процессы сборки и обслуживания объектов на орбите, проводить научные исследования и эксперименты, реализовывать совместные проекты с зарубежными странами.
В этом смысле уникален опыт эксплуатации орбитального комплекса "Мир", строительство которого началось 20 февраля 1986 года. Завершение сборки состоялось после стыковки с ним исследовательского модуля "Природа" 26 апреля 1996 года. За годы функционирования комплекса к нему были направлены 31 пилотируемый корабль типа "Союз" и 64 транспортных корабля серии "Прогресс". Среднегодовой грузопоток на "Мир" составил 15 тонн.
С 1995-го по 1998 год были проведены совместные с США работы в рамках проектов "Мир-НАСА" и "Мир-Шаттл". За это время состоялось 9 стыковок кораблей "Шаттл" с орбитальной станцией "Мир".
Всего за время существования "Мира" на его борту работало 28 основных экипажей, было выполнено 22 тысячи экспериментов.
Полет станции "Мир" стал величайшим достижением отечественной космонавтики. Объективный анализ технического состояния комплекса показал, что дальнейшее продолжение полета "Мира" не обеспечивает необходимого уровня надежности и безопасности. В связи с этим, а также в связи с началом пилотируемого этапа работ на МКС в декабре 2000 года было принято решение о завершении работ на станции, итогом которого стал выполненный 23 марта 2001 года управляемый спуск комплекса "Мир" в расчетное время в заданный район Мирового океана.
Программапилотируемых полетов была продолжена Международной космической станцией (МКС). Развертывание МКС началось 20 ноября 1998 года запуском российской ракетой-носителем "Протон" первого модуля станции - функционального грузового блока "Заря". В июле 2000 года состав МКС пополнился еще одним блоком - российским служебным модулем "Звезда". После этого МКС стала готова к приему экипажей для постоянной работы.
В сентябре 2001 года на орбиту был доставлен стыковочный отсек "Пирс", который может использоваться как шлюзовой отсек для выхода в открытый космос двух членов экипажа и дополнительный порт для стыковок с МКС пилотируемых кораблей типа "Союз ТМ" и транспортных кораблей типа "Прогресс-М".
В дальнейшем для проведения исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС планируется создание, развертывание и эксплуатация исследовательских модулей, научно-энергетической платформы и других блоков. Общая масса научной аппаратуры на борту российского сегмента МКС составит около 26 тонн.
С учетом опыта эксплуатации комплекса "Мир" разработана программа экспериментов на российском сегменте МКС. Полученные в ходе наземных исследований новые образцы научной аппаратуры рекомендованы для испытаний в условиях космического полета на МКС. На основе анализа полученных на "Мире" научных и технических результатов сформированы предложения в долгосрочную программу исследований на МКС.
Вейксерфингом принято именовать разновидность вариантов досуга на воде. Он очень близкий по своей природе с классическим серфингом. Суть этого метода заключается в катании на специально предназначенной доске.