Российская Информационная Сеть
 
Ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должн
 

Ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должн

</p> <p>Ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата и м

Ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата и мотивацию студентов и преподавателей. Об этом заявил специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков на пресс-конференции, состоявшейся 1 октября в рамках глобальной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch2019.

Пресс-конференция, на которой присутствовали представители органов государственной власти, вузов, госкорпораций и компаний-лидеров в области IT, была посвящена теме цифровой трансформации университетов и подготовке кадров для экономики знаний.

"Очень важно отделять все то, чем мы занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации высшего образования, - подчеркнул специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. - Появление программы, в которой ведется бухгалтерия - это не цифровой университет, электронное расписание занятий - не цифровой университет. Более того, онлайн-курсы - это тоже не цифровой университет. Все перечисленное можно было реализовать 10 лет назад. Самый главный вызов, стоящий перед университетами, - это то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий - это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории".

Заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская отметила, что образование находится на этапе смены эпох. Формирующиеся запросы заставляют преподавателей и учителей использовать новые образовательные технологии.

"Нам очень важно понять, насколько "цифра" изменит всю технологию образования, насколько она повлияет на тот трансфер знаний, который мы обеспечиваем в системе образования на всех уровнях. Насколько преподаватель сможет использовать массив существующих информационных систем для передачи знаний, компетенций, навыков и квалификаций, причем, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, - отметила Марина Боровская. - Мы понимаем, что запрос на образование стал персонифицированным, и это требует от нас совершенно иных подходов и решений".

Какие задачи ставят перед собой ведущие университеты страны в процессе цифровой трансформации рассказала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова, которая отметила, что глубинная цифровая трансформация университета заключается прежде всего в повышении качества и доступности образования, повышении эффективности научных исследований. По словам Алевтины Черниковой, разработанная в 2012 году модель цифрового университета Digital MISIS опирается на принцип Student first - обучение каждого студента должно строиться по индивидуальной образовательной траектории. Цифровая трансформация - это ответ на запросы быстро меняющегося мира. Для современных детей digital-среда является естественным окружением, и университеты должны меняться в соответствии с требованиями времени/под запросы обучающихся. Сегодня невозможно получить образование один раз и на всю жизнь, поэтому на первое место выходят такие качества как способность к самообразованию и самообучению. И задача университета - предоставить студентам все возможности для развития необходимых навыков и компетенций.

Представители крупного бизнеса озвучили причины заинтересованности работодателей в повышении мотивации студентов. Директор по персоналу Госкорпорации "Росатом" Татьяна Терентьева подчеркнула, что основной вызов, стоящий перед вузами, - научить будущих работников учиться.

"Мне очень понравился лозунг, под которым проходит #EdCrunch, - "От человеческого капитала к человеческому потенциалу. Конечно же современный университет должен участвовать в раскрытии личности. К сожалению, это происходит пока не везде", - высказала мнение Татьяна Терентьева. - "Безусловно, для нас большое значение имеет сотрудничество с опорными российскими университетами и развитие экспорта российского образования. Ведь первое, с чем нам приходиться сталкиваться при реализации проектов, включая международные, - это решение кадрового вопроса на местах".

Вице-президент по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group Дмитрий Смыслов отметил, что по оценкам специалистов в ближайшее время рынку потребуется от одного до двух миллионов специалистов в области IT.

"Мы этот дефицит видим уже сегодня, каждый день сталкиваясь с кадровыми проблемами не только количественными, но и качественными: для того, чтобы подобрать хорошего специалиста, мы должны рассмотреть порядка двухсот резюме. Кроме того, спрос со стороны работодателей меняется очень быстро. Например, спрос на специалистов в области анализа данных вырос за последние годы в три раза. На некоторые специальности он может вырасти и в семь раз. Вузам крайне важно тесно сотрудничать с компаниями для того, чтобы оперативно реагировать на эти изменения".

По словам председателя Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО), проректора ПГТУ Александра Волкова, большое значение в процессе цифровой трансформации вузов имеет развитие инструментов, повышающих эффективность межвузовского сотрудничества.

"В 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ" на базе ведущих университетов были созданы 10 РЦКОО", - напомнил Александр Волков. - "Начав работу мы быстро столкнулись с глубинным консерватизмом образовательной системы. Преодолеть его мы сможем, если начнем серьезные процессы межвузовского взаимодействия, в первую очередь, в области подготовки кадров. За прошедшие два года через программы РЦКОО прошли более 10 тысяч преподавателей. Это - показательный и значительный кейс".

Участники пресс-конференции пришли к общему выводу, что цифровая трансформация высшего образования, основанная на реализации индивидуальных траекторий образования, принципиально значима для ответа на постоянно изменяющийся запрос рынка труда в условиях формирования цифровой экономики.

Организаторы конференции #EdCrunch НИТУ "МИСиС" и Университет НТИ 20.35, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. #EdCrunch-2019 проводится в рамках реализации приоритетного проекта в области образования "Современная цифровая образовательная среда в РФ".

Дина Моисеева: d.moiseeva@misis.ru, тел.: 8 903 363 05 73

Опубликовано: 02.10.2019
Читать другие статьи

Астрономия и космос
Новости астрономии
История Астрономии
Астрономия сегодня
Небесные тела
Солнечная система
Законы космоса
Звёздные карты и календари
Знаменитые астрономы
Вселенная
Астрогалерея
Организации
Гостевая книга
Поделись опытом!!!
Астрономический словарь
Библиотека астронома
Поиск по сайту

Copyright © RIN 2003 -    
   Обратная связь    
Российская Информационная Сеть