 |
 |
Не было материалов о летоисчислении в дохристианскую эпоху в Киевской Руси. Со времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу. Уже в повести временных лет используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев. Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском языке. В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось - преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Неделя - день, когда "не делают" - день отдыха. Как произошел переход празднования нового года с марта на сентябрь, точно установить не удалось. Известно, что до 1492 г. гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный с 1-го сентября. 1492 г. был 7000 годом от сотворения мира. Царь Иван III не посчитался с традициями и перенес начало нового года на 1 сентября. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: "А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно". Переход на григорианский стиль Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды". Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
|