Вспышку радиоактивности "красного распятия" объяснили слиянием черных дыр
[2013-01-21]

Астрофизики из Йенского университета предложили новое объяснение загадочного всплеска радиоактивности, произошедшего в 774-775 годах нашей эры. Согласно их теории, вспышка ионизирующего излучения была вызвана слиянием двух черных дыр.

Работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Britain?s Royal Astronomical Society, краткое описание работы приводит агентство Agence France-Presse.

Впервые свидетельства существования всплеска радиоактивности в VIII веке нашей эры были опубликованы в июне 2012 года в журнале Nature. Они были получены на основе изотопного анализа годовых колец деревьев в разных частях планеты, а также исследования морских отложений. Тогда в исследованных образцах ученым удалось обнаружить повышение концентрации углерода-14, которое в 20 раз превосходило обычные годовые колебания.

Углерод-14 обычно образуется под действием ионизирующего излучения в верхних слоях атмосферы. Рост его концентрации первоначально связывали либо с вспышкой на Солнце, либо взрывом мощной сверхновой. Оба явления должны были быть хорошо заметны, но записей о них не осталось. Позднее в исторической хронике удалось найти сообщения о появившемся на небе "красном распятии", которое, по словам некоторых ученых, могло быть вспышкой сверхновой. Другие специалисты считают, что явление "красного распятия", чем бы оно ни объяснялось, произошло позднее всплеска концентрации углерода-14 и поэтому не могло быть его причиной.

Согласно новому исследованию, наблюдавшийся в биосфере рост концентрации изотопов углерода-14 мог произойти из-за кратковременной, но мощной вспышки гамма-излучения, которая обычно сопровождает слияния черных дыр или нейтронных звезд. В отличие от взрыва сверхновой, такое слияние не видно невооруженным глазом и не проявляет себя в атмосфере, что объясняет отсутствие упоминаний о явлении в исторических документах.

Ученые утверждают, что следы вызвавшего вспышку слияния черных дыр можно будет обнаружить при анализе современного космического гамма-излучения. Согласно их расчетам, его источник должен находится на расстоянии одного-четырех килопарсек от Земли.